Новости Чозы Акимичи: Песни из мультиков

от 12 января
{_google_reklama_728x90_}

Его песня из фильма «Последний дюйм» стала потрясением для кинозрителей. «Тяжёлым басом гремит фугас...» - ревел с экрана незабываемый голос Михаила Рыба, и люди судорожно хватались за подлокотники кресел, боясь, что сила музыки унесет их в неведомые моря, откуда нет возврата. Из-за песни Вайнберга 25 миллионов человек посмотрели фильм в первый же год, и это было только начало. Но фамилию автора не запомнили ни тогда, ни раньше, ни позже. Хотя до «Последнего дюйма» был фильм Калатозова «Летят журавли» и знаменитый мультик Ивана Иванова-Вано «Двенадцать месяцев», а в 1960-1970-е годы – «Каникулы Бонифация», «Винни Пух», «Гиперболоид инженера Гарина», «Афоня» - последний серафим 3 сезон.

В 1960 году на кинофестивале в Минске музыка Вайнберга к фильму «Последний дюйм» удостоилась второй премии. Первую получил Дмитрий Кабалевский за третью серию «Хождения по мукам». Представляю, с каким чувством ходил Вайнберг в тот свой приезд по улицам Минска. Он не был в этом городе много лет. А когда-то, в военное лихолетье, Минск приютил его. Когда Варшаву захватили гитлеровские войска, вся его семья была депортирована в Лодзинское гетто и погибла в концлагере Травники. А он благополучно добрался до Минска и поступил в Белорусскую консерваторию, в класс композиции Василия Андреевича Золотарева. Учился вместе с Оловниковым, Лукасом, Симой Нисневич.

21 июня 1941 года оркестр Белорусской филармонии исполнил его дипломное сочинение – Симфоническую поэму. Класс Золотарева, 1940 год. В центре профессор Золотарев, справа от него Моисей Вайнберг. Фото Союза композиторов Беларуси. Много лет спустя первая белорусская женщина-композитор Эди Тырманд – также беженка из Варшавы – рассказывала мне, как в годы учебы она вместе с Вайнбергом подрабатывала на Белорусском радио.